Российская Академия Наук

Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова

Центр исследований научно-образовательной политики

Проектный центр «Докса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная конференция

 

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конференция состоится 30 ноября 2006 года

В «Зеленом зале» в высотном здании Президиума РАН по адресу

Ленинский проспект, д. 32 с 10-00 до 17-00.


Оргкомитет конференции:

 

Председатель оргкомитета – А.В.Постников, проф., д.т.н., Директор Института истории естествознания и техники РАН;

Члены оргкомитета:

В.И.Бочкарев, д.п.н., проф., Государственный социальный университет;

И.А. Литвененко, к.э.н., руководитель Общественно-политического проекта «Собрание родителей»;

Д.Л.Сапрыкин, к.ф.н., Руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при  ИИЕТ РАН;

И.Е.Сироткина, к.и.н., Институт истории естествознания и техники РАН;

И.А.Хоменко, к.псих.н., зав.кафедрой Российского государственного педагогического университета им.Герцена;

А.В.Юревич, д.псих.н., член-корреспондент РАН, зам.директора Института психологии РАН.

 

Программа конференции:

 

10-00 – 10-30 Регистрация участников

 

10-30 – 12-30. Круглый стол «Государство и общество как субъекты образовательной политики».

 

Вводное слово руководителя Оргкомитета, директора ИИЕТ РАН, проф. Д.т.н., А.В.Постникова.

 

Вводное слово ведущего круглого стола зам.директора Института психологии РАН, члена-корреспондента РАН А.В.Юревича

 

Заранее заявленные выступления:

 

Игумен Августин (Анисимов), Русская Православная Церковь, «образование как системообразующая категория»
 
И.А.Хоменко, к.псих.н., зав. кафедры РПГУ им. Герцена "Государственно-общественное управление образованием: проблемы и перспективы"
 

В.И.Бочкарев, д.п.н., проф., Государственный социальный университет «Государственно-общественное управление образованием: 1988 – 2006 гг. предварительные итоги.

 

М.Н.Лазутова, проф., д.и.н., руководитель аппарата комитета Государственной Думы «Интеграционные процессы в СНГ и государственно-общественное управление образованием»

 

И.А.Литвененко, к.э.н., Руководитель общественно-политического проекта «Собрание родителей», «О реализации общественно-политического проекта «Собрание родителей».

 

А.Н.Савельев, проф., д.полит.н., депутат Государственной Думы «Государственная образовательная политика: политический аспект»

 

12-45 – 13-15 Кофе-брейк.

 

13-15 – 16-00 Доклады по теме Конференции.

 

Заранее заявленные доклады:

 

Д.Л.Сапрыкин, к.ф.н., Руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при  ИИЕТ РАН «Принципы государственной образовательной политики: историко-философский анализ»

 

Т.А.Полозова, к.псих.н., проф. Академия государственной службы при Президенте РФ, действительный член МААН
 
А.Н.Муравьёв, Доцент кафедры истории философии РГПУ им.Герцена, «О цели, содержании и предпосылках модернизации российского образования»
 

А.Н.Самарин доцент Московского государственного института международных отношений МИД РФ, член-корреспондент Всемирной Академии наук  комплексной безопасности (ВАНКБ), «Производство знаний в России перед лицом разрушения»

 
А.Ю.Андреев, проф., д.и.н., Исторический факультет Московского Государственного Университета, "Опыт усвоения идей "классического университета" в России XIX - начала XX века"

 

А.А.Иваненко Антон Александрович, Преподаватель РГПУ и. Герцена «Понятие образования и воспитания у И.Г.Фихте как инновационный проект»

 

А.А.Печенкин, проф., д.ф.н., зав сектором Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова. «Передовое высшее техническое образование в России: история и современность»

 

Ключарев Валентин Викторович, с.н.с. Института проблем химической физики РАН, Черноголовка, Еременко Геннадий Олегович директор Научной электронной библиотеки (НЭБ), «Информационная закрытость российской системы производства и передачи  знаний как проблема на пути к формированию отечественного инновационного потенциала в РФ".

 

П.Г.Белов, доцент МГТУ им.Баумана «Образовательная политика в интересах национальной безопасности России»

 

Регламент: 10-15 минут – доклад, выступление в процессе дискуссии 3-5 минут.


Проект резолюции конференции

«Государственная образовательная политика: история и современность»

 

1.Участники конференции «Государственная образовательная политика: история и современность» поддерживают провозглашенную в Послании Президента России 2006 года стратегическую линию на развитие гражданского общества, создание конкурентоспособного образования и инновационной  экономики, а также борьбу с коррупцией.

Исторический опыт и современная ситуация показывают, что практическая реализация основного принципа государственной политики в сфере образования, принципа открытого демократического государственно-общественного управления образованием предоставляет реальную возможность взаимодействия государства и общества в разработке и осуществлении  эффективной и ответственной образовательной политики и является фактором инновационного развития страны и формирования гражданского общества.

Конкретным примером необходимого позитивного взаимодействия родительского сообщества и органов государственной власти по созданию открытой демократической государственно-общественной системы управления образования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время является Общественно-политический проект «Собрание родителей», представленный на конференции.

 

2. В советский период Российская Академия Наук была фактически полностью отделена от образования. Обозначенное (в том числе в выступлениях руководителей нашей страны М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцина и В.В.Путина) движение к интеграции науки и образования пока далеко от своего завершения, что обусловлено рядом системных причин. Ответственное участие академической науки в разработке и осуществлении государственной образовательной политики должно носить межведомственный и междисциплинарный характер, а также требует существенного изменения сложившихся подходов в управлении сферой образования и науки и создания организационных механизмов и должно строиться на принципе открытого демократического государственно-общественного сотрудничества.

 

3. В целях практического воплощения основного принципа реализации государственной образовательной политики и создания реальных механизмов открытого демократического государственно-общественного управления образованием участники конференции считают необходимым обратиться к руководству Российской Академии Наук с предложением об учреждении в составе Академии межведомственного междисциплинарного экспертного Совета по реализации государственной образовательной политики.